Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мастер Таганки

Чем запомнился режиссер и основатель Театра на Таганке Юрий Любимов

На 98-м году жизни скончался театральный режиссер и актер, народный артист России, первый худрук Театра на Таганке, один из главных реформаторов советского и российского театра Юрий Любимов. Вечером 2 октября, через два дня после своего 97-летия, Любимов был госпитализирован в тяжелом состоянии.

Последние несколько лет Юрия Любимова почти ничего не связывало с Театром на Таганке. Театр жил своей жизнью, режиссер — своей, достаточно насыщенной. Любимов поставил спектакль «Бесы» в театре имени Вахтангова (премьера была весной 2012 года), оперу «Князь Игорь» — в Большом (из-за болезни он перенес эту постановку с декабря 2012-го на май 2013-го), репетировал «Школу жен» по Мольеру в «Новой опере» — спектакль вышел в мае 2014 года.

А до этого у Любимова была очень длинная творческая жизнь, главная часть которой принадлежала Таганке — его детищу, которое, казалось, было неразрывно связано с именем мастера.

До 1964 года на месте легендарного театра находился Московский театр драмы и комедии. Весной того года в театр пришли молодые актеры, выпускники Щукинского училища, вместе со своим педагогом Юрием Любимовым, актером театра Вахтангова, и принесли свою дипломную работу — спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта. История богов и людей оказалась важной вехой в истории российского театра: из этой постановки родилась любимая зрителями Таганка.

Ко времени создания нового театра Юрий Любимов прожил на сцене почти тридцать лет. Он учился актерской игре в студии МХАТ 2-й и в 18 лет впервые сыграл в спектакле «Мольба о жизни», одной из последних постановок театра. После закрытия второго МХАТа Любимов перевелся в театральное училище при театре Вахтангова (имя Щукина оно получит позже), закончил его, был призван в армию, воевал на Зимней войне, а во время Великой Отечественной служил в ансамбле НКВД. После войны — в 1946-м — вернулся в труппу Вахтанговского театра, где и проработал до начала 60-х.

Любимов сыграл более тридцати ролей — от Олега Кошевого в «Молодой гвардии» и Ромео в «Ромео и Джульетте» до Сирано в «Сирано де Бержераке» и Моцарта в «Маленьких трагедиях».

В Вахтанговском театре же впервые он попробовал ставить сам — это было в 1959-м, а спектакль назывался «Много ли человеку надо» по пьесе Александра Галича. В это же время он снимался в кино — немного, да и роли играл второго плана: то французского летчика Лярошеля в «Беспокойном хозяйстве» у Михаила Жарова, то Пятницу в «Робинзоне Крузо», а то и Андрея в «Кубанских казаках» Ивана Пырьева.

Но истинное призвание Любимова раскрылось только с созданием Театра на Таганке. Он вспоминал, что и актером в театре и кино часто вмешивался в работу режиссеров, а сам начал ставить, когда понял, что у него есть «острое чутье» на то, как нужно сделать. Конечно, театральными экспериментами в то время занимались многие; например, в конце 50-х появился не менее знаменитый «Современник» под руководством Олега Ефремова, тоже созданный молодыми актерами — со своей позицией, своими мыслями и своими представлениями о том, что нужно зрителю.

Все это было и у Любимова. Уже первый спектакль — тот самый «Добрый человек из Сезуана» — произвел фурор. Впрочем, сам режиссер отмечал, что без этой постановки он не смог бы создать свой театр.

«Если бы я пришел в Театр на Таганке без собственного спектакля, программы и актеров, меня бы просто «провернули через мясорубку» до состояния фарша», — рассказывал он в одном из интервью.

Потом были «Герой нашего времени» по Лермонтову, «Антимиры» по поэзии Андрея Вознесенского, «Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида с революционными матросами, врывавшимися на сцену через зрительный зал. Любимов смело экспериментировал, ставил поэтические спектакли и превращал прозу в пьесы, рассаживал актеров в зрительном зале и выводил на сцену Гамлета в свитере. В его первом наборе были Валерий Золотухин, Николай Губенко, потом в театр пришел «чужой», не вахтанговский выпускник — Владимир Высоцкий. У Любимова играли Алла Демидова, Иван Дыховичный, Вениамин Смехов, Леонид Филатов. Театр на Таганке регулярно ездил по зарубежным гастролям, а сам Любимов ставил спектакли и оперы в миланской «Ла Скала», в театрах Германии, Венгрии, Италии, Англии...

В 1984 году сказка вдруг закончилась: Юрия Любимова, который тогда находился за рубежом, лишили гражданства СССР.

Сам режиссер связывал это с прошедшими четырьмя года раньше похоронами Владимира Высоцкого — вернее, с той демонстрацией, в которую они превратились во время Олимпийских игр в Москве. Начались у театра и сложности с постановками — были запрещены спектакли «Борис Годунов» Пушкина и «Театральный роман» Булгакова. Впрочем, ведущие театры мира не оставили Любимова без работы, а гражданство ему предоставили Израиль и Венгрия.

Продолжалась вынужденная иммиграция недолго — уже в 1988 году он вернулся, а еще через год снова возглавил Таганку и восстановил запрещенные спектакли.

Но мирным его возвращение не стало. В 1992-м от Любимова ушла часть труппы во главе с Николаем Губенко — она организовала новый театр «Содружество актеров Таганки».

В июне 2011-го Театр на Таганке в очередной раз заштормило. Любимов, художественный руководитель и директор театра, обиделся на актеров труппы, потребовавших гонорары за иностранные гастроли. И заявил об уходе из созданного им театра. Поначалу заявление Любимова было воспринято скептически: мол, «опять» — мэтр, которому в это время шел 94-й год, «уходил» неоднократно, но дальше угроз дело не заходило.

Но на этот раз все оказалось всерьез — то ли конфликт был слишком глубоким, то ли, что называется, накопилось. По иронии судьбы на те гастроли театр вывозил спектакль «Добрый человек из Сезуана».

Понять, чья версия ближе к истине, было практически невозможно: каждая сторона конфликта говорила о своем, придерживаясь некой «генеральной» линии. В итоге совместная история Любимова и Театра на Таганке закончилась. У «Таганки» появился новый художественный руководитель — актер «любимовского» призыва Валерий Золотухин,

сам театр продолжил показывать старые спектакли и премьеры, но перестал быть Театром Любимова.

Обида, судя по всему, была нешуточная — во всяком случае, со стороны режиссера. Какое-то время Любимов даже отказывался говорить о бывшем своем театре, лишь посвятил своим бывшим актерам тех самых «Бесов». Не примирила его с труппой ни смерть Золотухина в марте 2013-го (часть актеров обратилась к мастеру с просьбой вернуться), ни приближающееся 50-летие Таганки.

Свое 50-летие Театр на Таганке отпраздновал без Любимова, но с его незримым присутствием: приглашенная Департаментом культуры Москвы «Группа юбилейного года», в которую вошли молодые режиссеры, театроведы, продюсеры и кураторы, проводила выставки и ставила спектакли, словно имея его за спиной. Смело и местами радикально — но с рефлексией о месте великого мастера в истории русского театра, с деятельным почтением к нему. И сталкивалась «Группа» с теми же интригами и открытой враждой, с которыми едва ли не всю жизнь на Таганке жил Любимов.

Одним из последних пожеланий Любимова, чей 97-й день рождения праздновался 30 сентября, было выделение уникального кабинета (чьи стены исписаны автографами знаменитостей от пола до потолка) и части прилегающих к нему помещений в мемориальную зону. Теперь эта просьба превратится в завещание.

Новости и материалы
В США заявили, что готовность их флота сейчас ниже стандартов
Ливан надеется на помощь России в восстановлении
В Ростовской области сбили два БПЛА
Эксперт рассказала, что будет с инфляцией в РФ в ближайшее время
Посол РФ отреагировал на обвинения США в применении химоружия на Украине
В США скончался еще один источник утечек о проблемах с самолетами Boeing
Ученые научились создавать живые программируемые материалы
Протестующие парализовали движение автомобилей в центре Тбилиси
Постпред Украины при ООН намекнул на уничтожение Крымского моста
В США заявили, что Россия может освободить существенные территории в зоне СВО
В США обвинили Россию и Китай в разрабатывании противокосмических вооружений
Исследователи выяснили, почему людей раздражают звуки жевания и дыхания
Полиция разыскивала киевлянина с автоматом
Участники протестной акции пострадали в Тбилиси
SpaceX начала бронировать места для полетов космических туристов
США уверены, что ВС РФ применяли на Украине хлорпикрин
Стало известно, где российские подростки будут подрабатывать на каникулах
Медведчук назвал организаторов трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Все новости